Курс «Управленческий учет - 2» в Ташкенте

I.ПРЕДИСЛОВИЕ

1.1. Цель и задачи преподавания

В современных условиях, когда стремительно развиваются технологии, новации, часто меняется потребительский спрос, цикл жизни многих продуктов снижается удержатся на рынке довольно таки не просто. Роль менеджеров в развитии компании очень велика, именно они принимают тысячи решений, которые определяют будущее компании. Создание гибкой ценовой политики, подготовка кадров и специалистов, привлечение квалифицированных работников, формирование правильной себестоимости и прибыли, выпуск наиболее прибыльной продукции, совершенствование имеющегося продукта или внедрение нового продукта, реклама, маркетинг – все эти вопросы интересуют руководителей, менеджеров и именно управленческий учет должен обеспечить их всей необходимой информацией, на основе которой они будут принимать более обоснованные решения, управлять, планировать и контролировать и тем самым повышать эффективность, рентабельность и производительность компании.
Целью изучения управленческой системы учета является формирование у будущего специалиста теоретических знаний и практических навыков для генерирование информации, необходимой для внутренней и внешней отчетности; информации, помогающей менеджерам принимать решения в планировании, контроле и регулировании хозяйственной деятельности предприятия».
Задачами преподавания предмета «Управленческий учет – 2» являются формирование знаний, которые позволят слушателям следующее:
Раскрыть функции и направления управленческого учета;
Понимать суть и назначение стратегического управленческого учета;
Уметь использовать и готовить информацию для принятия решения, планирования и контроля деятельности предприятия;
Применять приемы и методы управленческого учета на практике предприятий.

1.2. Взаимосвязь курса с другими предметами,
предусмотренными учебной программой

Исходя из требования по подготовке квалифицированных специалистов в области международного учета, предмет «Управленческий учет-2» изучается взаимосвязано со следующими экономическими дисциплинами:
Финансовый учет - 2;
Управленческий учет - 1;
Финансовый менеджмент.

1.3. Новые технологии обучения предмету

В процессе освоения курсу «Управленческий - 2» используются передовые технологии, такие как:
Показ слайдов (видеоизображений) по ключевым моментам каждой темы курса;
Интерактивное обсуждение со слушателями методов и подходов управленческого учета;
Решение контрольных задач и тестов по теме курса;
Разработка новых задач и примеров на основе имеющегося опыта и практических знаний слушателей;
Выполнение практической работы в группе;
Использование в процессе интерактивных методов обучения, таких как: «кластер», «диаграмма Венна», «деловая игра» и др.


1.4. Контроль процесса обучения

В процессе обучения проводятся промежуточные оценочные мероприятия по контролю в виде тестов и задач.
Завершается курс пробным экзаменом, который включает в себя задачи и тесты по наиболее характерным хозяйственным ситуациям. Затем осуществляется разбор вопросов, возникших при решении пробного экзамена.
Сдача экзамена по данному предмету в рамках сертификации CIPAEN является обязательным для получения сертификата СIPA.


1.5. Общий объем учебного процесса
На основе разработанной программы данному курсу уделено 72 часа. Из них лекции - 40 часов, практические занятия по решению задач и тестов - 32 часа.


II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА И ТИПОВЫЕ ТЕМЫ
ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1Типовые темы лекционных и практических занятий


Управление затратами и стратегический управленческий учет.

Тема 1. Оценка затрат.

1.Метод наименьших квадратов и тесты на достоверность.
2.Кривые обучения

Тема 2. Управление затратами

1.Анализ цепочки ценности. Сравнение с образцами (бенчмаркинг).
2.Система «точно в срок». Система «кайдзен».
3.Калькуляция целевых затрат.
4.Функциональная калькуляция себестоимости.
5.Затраты на качество.
6.Определение экономически обоснованного размера заказа.

Тема 3. Стратегический управленческий учет

1.Обзор приемов стратегического управленческого учета.
2.Сбалансированная учетная ведомость.
3.Стратегический анализ прибыли.

 

Планирование, контроль и измерение показателей функционирования

Тема 4. Составление смет

1.Виды сметных систем.
2.Смета с нулевой базой.
3.Смета на основе видов деятельности/функциональной калькуляции себестоимости (ABC).
4.Смета по стадиям жизненного цикла.
Тема 5. Анализ отклонений
1.Отклонение объема производства по эффективности и по мощности.
2.Отклонения по ассортименту основных материалов и по выходу продукции.
3.Отклонения по реализации.
4.Отклонение по доле и размеру рынка.

Тема 6. Трансфертное ценообразование

1.Понятие и цели трансфертного ценообразования.
2.Методы трансфертного ценообразования.
3.Международное трансфертное ценообразование.

Тема 7. Финансовые показатели деятельности подразделений

1.Функциональные и децентрализованные организационные структуры.
2.Поступления на инвестиции/Рентабельность инвестиций (ROI).
3.Остаточный доход /Остаточная прибыль (RI).
4.Экономическая добавленная стоимость (EVA).

 

 Анализ принятия решений

Тема 8. Анализ «затраты объем продукции-прибыль» (CVP)

1.Обзор анализ «затраты объем продукции-прибыль» (CVP). 

2.Анализ безубыточности для нескольких видов продуктов.
3.Анализ «затраты объем продукции-прибыль» в условиях неопределенности.

Тема 9. Измерение релевантных затрат и доходов для принятия решений

1.Релевантные и нерелевантные затраты и доходы .
2.Специальное решение о цене реализации продукции (решение о специальном заказе).
3.Решение о собственном производстве или закупе.
4.Добавление сегмента (клиента, продукции) или отказ от него.
5. Замена оборудования.
6.Решение об ассортименте продукта при ограничениях по мощности.
7.Теория ограничений или учет пропускной способности.

Тема 10. Анализ инвестиционных решений

1.Обзор методов оценки инвестиционных проектов .
2.Релевантные денежные потоки и налогообложение.

Тема 11. Линейное программирование
1.Ограничение по одному ресурсу.
2.Ограничения при двух редких ресурсах.
3.Линейное программирование.
4. Графический метод.

3.2. Пробный экзамен
По окончании курса слушатели в течение четырех часов в режиме экзамена самостоятельно выполняют экзаменационную работу. Экзаменационной работа состоит из ситуационных задач и двадцати тестовых вопросов (100 баллов).

3.3. Самостоятельное образование
1. Изучение дополнительной литературы по курсу;
2.Самостоятельный разбор практических ситуаций, решение задач.


III. Информационно-методическое обеспечение


Основная литература:

1.К.Друри. «Управленческий и производственный учет». ЮНИТИ. Москва, 2003 г.
2. Ч.Т. Хорнгрен, Дж.Фостер. «Бухгалтерский учет: Управленческий аспект.» «Финансы и статистика». Москва, 2000 г.
3. «Управленческий учет 2». Учебное пособие. 2011 г.
4. «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов (с внесенными изменениями и дополнениями согласно постановлениям Кабинета Министров Республики Узбекистан)

Дополнительная литература:
Файзиева У.Т. Управленческий учет: Учебное пособие. – Ташкент «НОРМА», 2011.
Бухгалтерский управленческий учет. Н. П. Кондраков, М. А. Иванова – М.: ИНФРА-М,2006
Друри К. Управленческий и производственный учет. Пер. с англ.; Учебник. – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003
Управленческий учет. Учебник. А. Д. Шеремет, О. Е. Николаева – М.: Изд. ФБК-Пресс, 2005
Компьютерно- консультационной программы «Норма», «Право».