Курс «Финансовый учет - 2» в Ташкенте

I.ПРЕДИСЛОВИЕ

1.1. Цель и задачи преподавания

Год за годом все более ощутимыми становятся мировые интеграционные процессы в области экономики, которые вынуждают государства вырабатывать общие принципы и правила составления финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета, добиваться единообразия экономического языка.
Интеграция Узбекистана в мировую экономическую систему также потребовала приведения законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета в соответствие с общепризнанными международными стандартами, поэтому в нашей стране осуществляется постепенный, поэтапный переход к международным нормам учета (МСФО). Уже сейчас иностранные инвесторы, осуществляющие инвестиции в экономику нашей страны, предъявляют требования к отчетности инвестируемых предприятий совершенно аналогичные для подобных документов, используемых в странах западной экономики.
МСФО - это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире. Так как право собственности в странах с рыночной экономикой строго охраняется, то чтобы защитить собственника, Международные Стандарты Финансовой Отчетности устанавливают такие правила учета, которые не дают возможности предприятиям приукрашивать экономическое состояние своего предприятия. В соответствии с этим бухгалтерская информация должна отвечать определенным требованиям - быть понятной, значимой для пользователя, сопоставимой за различные промежутки времени и, самое главное, достоверно отражать события хозяйственной деятельности предприятия.
Цель финансовой отчетности состоит в правдивом представлении информации о финансовом положении предприятия, показывать результаты деятельности руководства предприятия или ответственность руководства за вверенные ему ресурсы. Эта информация необходима для оценки потенциальных изменений в экономических ресурсах, которые будет контролировать предприятие в будущем, для прогнозирования способности предприятия создавать потоки денежных средств за счет имеющейся ресурсной базы, важна для формирования суждения об эффективности, с которой предприятие могло бы использовать дополнительные ресурсы.
Таким образом, современный бухгалтер занимается не только ведением счетов, но и осуществляет обширную деятельность, включающую планирование и принятие решений, контроль и привлечение внимания руководства, оценку, обзор деятельности и аудит. Современный бухгалтер обязан удовлетворить потребности тех, кто использует учетную информацию, независимо от того, являются ли они внутренними или внешними потребителями этой информации. Изучение Международных стандартов финансовой отчетности позволяет приобрести знания и умения в принятии важных управленческих решений. Учетная информация является основой для таких решений как внутри фирмы, так и вне ее. Она обеспечивает количественную информацию для реализации трех важных функций: планирования, контроля и оценки.
В этих условиях особенно актуальным становится вопрос подготовки специалистов, владеющих знаниями в области Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО).
Изучение и преподавание дисциплины «Финансовый учет по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)» имеет целью:
познакомить с международными методологическими концепциями, которые способны более эффективно реализовать управленческие и контрольные функции бухгалтерского учета;
подготовить специалистов, способных на практике предоставлять информацию о деятельности предприятия, о его прибыльности в соответствии с требованиями к финансовой отчетности, устанавливаемыми МСФО, таким образом, чтобы финансовая отчетность стала материалом для принятия решений пользователями.
Задачами преподавания предмета «Финансовый учет – 2» являются формирование знаний, которые позволят слушателям следующее:

Понимать роль и значение основополагающих допущений, принципов, на основе которых должна представляться финансовая отчетность;
Знать, каким образом должны учитываться различные хозяйственные операции на основе требований, предъявляемых к их учету МСФО;
Уметь составлять в соответствии с правилами международных стандартов все формы финансовых отчетов: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета о нераспределенной прибыли и о собственном каптале;
Анализировать различные применяемые методы учета и их влияние на финансовую отчетность предприятия;
Применять собственное суждение для оценки способа отражения нестандартных ситуаций, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;
Применять полученные базовые знания для самостоятельного изучения Международных Стандартов Финансовой Отчетности.

1.2. Взаимосвязь курса с другими предметами, предусмотренными учебной программой

Исходя из требования по подготовке высококвалифицированных специалистов, предмет «Финансовый учет по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)» изучается взаимосвязано со следующими экономическими дисциплинами:
Управленческий учет предприятия;
Финансовый менеджмент, финансовый анализ;
Международные стандарты аудита.

1.3. Новые технологии обучения предмету

В процессе освоения курса «Финансовый учет по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)» используются передовые технологии, такие как:
Показ слайдов (видеоизображений) по ключевым моментам каждой темы курса;
Интерактивное обсуждение со слушателями Международных стандартов Финансовой отчетности в сопоставлении с действующими Национальными стандартами бухгалтерского учета;
Решение контрольных задач и тестов по теме курса;
Разработка новых задач и примеров на основе имеющегося опыта и практических знаний слушателей;
Выполнение практической работы в группе;
Использование в процессе практических занятий «деловых игр».

1.4. Контроль процесса обучения

В процессе обучения проводятся промежуточные оценочные мероприятия по контролю в виде тестов и задач.
Завершается курс пробным экзаменом, который включает в себя задачи и тесты по наиболее характерным хозяйственным ситуациям. Затем осуществляется разбор вопросов, возникших при решении пробного экзамена.

1.5. Общий объем учебного процесса
На основе разработанной программы данному курсу уделено 72 часа. Из них лекции - 40 часов, практические занятия по решению задач и тестов - 32 часа.


II.Содержание учебного материала и типовые темы
лекционных и практических занятий

Тема 1. Концептуальная основа финансового учета

1.Цель финансовой отчетности, ее пользователи.
2.Основополагающие допущения и качественные характеристики финансовой отчетности
3.Элементы финансовой отчетности.

Тема 2. Отчет о прибылях и убытках

1.Ограничения отчета.
2.Метод поддержания капитала и метод операций.
3.Форматы отчета «по видам затрат» и «по назначению затрат».

Тема 3. Представление бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств

1.Ограничения бухгалтерского баланса.
2.Классификация статей в бухгалтерском балансе.
3.Отражение дополнительной информации.
4.Цель отчета о движении денежных средств.
5.Формат отчета.
6.Финансовые коэффициенты.

Тема 4. Бухгалтерский учет и временная стоимость денег

1.Основные концепции временной стоимости денег.
2.Аннуитеты.
3.Оценка долгосрочных облигаций.
4.Амортизация скидки или премии по методу эффективной процентной ставки.

Тема 5. Денежные средства и дебиторская задолженность

1.Представление денежных средств.
2.Признание и оценка счетов к получению.
3.Признание и оценка векселей к получению.
4.Размещение счетов и векселей к получению.
5.Представление и анализ.
6.Сверка с банковской выпиской.

Тема 6. Оценка запасов: учет по себестоимости

1.Основные вопросы оценки запасов.
2.Обзор методов оценки запасов.
3.Влияние ошибок в учете запасов на финансовую отчетность.
4.Дополнительные вопросы оценки запасов.
Тема 7. Основные средства
1.Приобретение основных средств.
2.Оценка. Обмен не денежными активами.
3.Последующие затраты.
4.Выбытие основных средств.

Тема 8. Краткосрочные обязательства и условные события

1.Определение текущего обязательства.
2.Представление и анализ текущих обязательств.
3.Условные события.

Тема 9. Долгосрочные обязательства

1.Определение стоимости облигаций.
2.Затраты на эмиссию облигаций.
3.Начисление процентов.
4.Долгосрочные векселя.
5.Учет сомнительных долгов (обесценение долга).

Тема 10. Собственный капитал

1.Внесенный капитал.
2.Акции. Собственные выкупленные акции - методы учета.
3.Нераспределенная прибыль.

Тема 11. Разводняющие ценные бумаги и прибыль на акцию

1.Конвертируемые облигации, акции.
2.Варранты. Опционы.
3.Прибыль на акцию - простая и сложная структура капитала.

Тема 12. Инвестиции

1.Инвестиции в долговые ценные бумаги.
2.Инвестиции в долевые ценные бумаги.
3.Представление в балансе различных видов ценных бумаг.

Тема 13. Объединение предприятий.

1.Консолидированная финансовая отчетность
2.Метод покупок.
3.Учет гудвилла.
4.Консолидированная финансовая отчетность - консолидированный баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках.
5.Доля меньшинства.
6.Связанные стороны.

Тема 14. Признание дохода

1.Признание дохода в момент продаж.
2.Признание дохода до поставки.
3.Признание дохода после поставки.
4.Признание дохода в сделках особого типа - франшизы, консигнация.

Тема 15. Учет налога на прибыль

1.Будущие налогооблагаемые суммы и отсроченные налоги.
2.Будущие вычитаемые суммы и отсроченные налоговые активы.
3.Пролонгация убытка в счет прошлых и будущих сумм.
4.Множественные временные разницы.

Тема 16. Учет аренды

1.Основы аренды.
2.Финансовая аренда у арендатора и арендодателя.
3.Особые проблемы в учете.

Тема 17. Изменения в бухгалтерском учете и анализ ошибок

1.Изменения в учетной политике.
2.Изменения в бухгалтерских оценках.
3.Влияние ошибок на бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Тема 18. Отчет о движении денежных средств

1.Классификация потоков денежных средств.
2.Источники информации для отчета о движении денежных средств.
3.Косвенный и прямой методы составления отчета.

Тема 19. Полное раскрытие в финансовой отчетности

1.Пояснительные записки к финансовой отчетности.
2.Вопросы раскрытия.
3.Заключение аудитора и отчеты руководства.
4.Учет изменений цен.
5.Основной анализ финансовой отчетности.

2.2. Пробный экзамен
По окончании курса слушатели в течение четырех часов в режиме экзамена самостоятельно выполняют экзаменационную работу. Состав экзаменационной работы:
- четыре задачи - различные ситуации операционной деятельности предприятия (60 баллов);
- двадцать тестовых вопросов (40 баллов).

2.3. Самостоятельное образование
Изучение Международных Стандартов Финансовой Отчетности.
Самостоятельный разбор практических ситуаций, решение задач.


III.Информационно – методическое обеспечение


Основная литература:

1. «Международные стандарты финансовой отчетности» Аскери – АССА – 2010 г.
4. Учебно-справочное пособие «Разъяснения к международным стандартам финансовой отчетности».
5. Финансовый учет. Учебное пособие. Ташкент. 2009 г.
Дополнительная литература:
2. Финансовый учет. Промежуточный уровень Д. И. Кизо, Д. Ж. Вейгант.
3. Палий В.Ф. «Комментарии к международным стандартам финансовой отчетности» Аскери – АССА – 2008г.

Дополнительная литература:

1.Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 2003 г.
2.Рожнова О.В. Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство «Экзамен», 2003.
3.Компьютерно- консультационной программы «Норма», «Право», специальные сайты в интернете